ВОПРОС: Какой товар можно вернуть или обменять.
ОТВЕТ: Если товар надлежащего качества, то вернуть или обменять его вы можете, только если он:
- относится к непродовольственным. Не подлежат обмену и возврату пищевые продукты надлежащего качества (п. 5 ст. 28 Закона от 09.01.2002 N 90-З);
- не был в употреблении;
- сохранил свои потребительские свойства;
- не включен в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату.
Обратите внимание!
Нельзя вернуть или обменять товар надлежащего качества, если вы купили его у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, на рынке или в иных установленных для продаж местах или у ремесленника (п. 6 ст. 28 Закона от 09.01.2002 N 90-З).
Как доказать приобретение товара именно у этого продавца.
Чаще всего факт приобретения товара подтверждается чеком. При отсутствии чека вместо него можно предъявить продавцу:
- квитанцию к приходному кассовому ордеру;
- квитанцию к отрывному талону;
- надлежащим образом оформленный технический паспорт;
- инструкцию по эксплуатации;
- руководство пользователя;
- иной документ, содержащий сведения о продавце, наименовании, стоимости, дате приобретения товара, оформленный в порядке, утвержденном Минторгом.
Отсутствие у покупателя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований (ч. 1 п. 8 ст. 20 Закона от 09.01.2002 N 90-З). Следовательно, если у вас нет ни одного из вышеперечисленных документов, то подтвердить факт приобретения товара можно с помощью (ч. 2 п. 8 ст. 20 Закона от 09.01.2002 N 90-З):
- свидетельских показаний;
- элементов потребительской тары (упаковки), на которых имеются отметки, подтверждающие, что приобретение товара осуществлялось у данного продавца;
- документов и других средств доказывания, указывающих на приобретение товара у данного продавца.
Обратите внимание!
Подтвердить приобретение товара у конкретного продавца без соответствующего документа при помощи указанных выше способов затруднительно. Поэтому в любом случае при покупке товара требуйте у продавца платежные документы и сохраняйте их.
В какой срок можно вернуть или обменять товар.
Вернуть или обменять товар можно в течение 14 дней с момента его покупки. Продавец может установить более длительный срок для обмена и возврата товара надлежащего качества. В данном случае следует руководствоваться установленным продавцом сроком (п. 1 ст. 28 Закона от 09.01.2002 N 90-З).
Обратите внимание!
Продавец не вправе уменьшить срок, установив его менее 14 дней.
14 дней исчисляются со дня, следующего за днем покупки (ст. 192 ГК). Если 14-й день придется на день, когда продавец не работает, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Пример
Товар приобретен 23 февраля 2016 г. 14-дневный срок начинает исчисляться с 24 февраля 2016 г. Последний день срока приходится на 8 марта 2016 г. При этом 8 марта 2016 г. магазин, где был приобретен товар, не работает. Соответственно покупатель может вернуть или обменять товар на следующий рабочий день, т.е. 9 марта 2016 г.
Обратите внимание!
Потребитель вправе вернуть товар надлежащего качества непосредственно в день покупки.
Как лучше обратиться к продавцу.
Заявить требование о замене либо возврате товара можно как устно, так и письменно, так как законодательством ни способ, ни форма обращения не установлены. Так, например, если в случае устного заявления требования к продавцу он в день обращения не удовлетворит ваше требование о возврате или замене товара, чтобы подстраховать себя от возможных недобросовестных действий с его стороны, можно направить ему письменное требование. При этом следует выбирать такой способ предъявления требования, который позволит в последующем подтвердить получение требования продавцом, например посредством внесения записи в книгу замечаний и предложений либо отправления заказного письма с уведомлением.
На заметку
В случае возврата товара продавец обязан вернуть именно уплаченную вами за товар денежную сумму, а не сумму, эквивалентную стоимости товара на момент его возврата (п. 4 ст. 28 Закона от 09.01.2002 N 90-З). При обмене товара на другой аналогичный товар в случае разницы в цене производится перерасчет с продавцом (п. 1 ст. 28 Закона от 09.01.2002 N 90-З).