220013, г.Минск, ул. Дорошевича, 8,

приемная администрации: +375 17 378-34-12,

факс: +375 17 353-32-21, +375 17 379-25-75,

sovadm@minsk.gov.by (не используется для направления электронных обращений граждан и юридических лиц.
Реализовать данную возможность можно через сайт обращения.бел (интернет-сайт))

«горячая линия»

Рус Бел

ВОПРОС: Какой товар можно вернуть или обменять.

ОТВЕТ: Если товар надлежащего качества, то вернуть или обменять его вы можете, только если он:

  1. относится к непродовольственным. Не подлежат обмену и возврату пищевые продукты надлежащего качества (п. 5 ст. 28 Закона от 09.01.2002 N 90-З);
  2. не был в употреблении;
  3. сохранил свои потребительские свойства;
  4. не включен в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату.

Обратите внимание!

Нельзя вернуть или обменять товар надлежащего качества, если вы купили его у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, на рынке или в иных установленных для продаж местах или у ремесленника (п. 6 ст. 28 Закона от 09.01.2002 N 90-З).

Как доказать приобретение товара именно у этого продавца.

Чаще всего факт приобретения товара подтверждается чеком. При отсутствии чека вместо него можно предъявить продавцу:

  • квитанцию к приходному кассовому ордеру;
  • квитанцию к отрывному талону;
  • надлежащим образом оформленный технический паспорт;
  • инструкцию по эксплуатации;
  • руководство пользователя;
  • иной документ, содержащий сведения о продавце, наименовании, стоимости, дате приобретения товара, оформленный в порядке, утвержденном Минторгом.

Отсутствие у покупателя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований (ч. 1 п. 8 ст. 20 Закона от 09.01.2002 N 90-З). Следовательно, если у вас нет ни одного из вышеперечисленных документов, то подтвердить факт приобретения товара можно с помощью (ч. 2 п. 8 ст. 20 Закона от 09.01.2002 N 90-З):

  • свидетельских показаний;
  • элементов потребительской тары (упаковки), на которых имеются отметки, подтверждающие, что приобретение товара осуществлялось у данного продавца;
  • документов и других средств доказывания, указывающих на приобретение товара у данного продавца.

Обратите внимание!

Подтвердить приобретение товара у конкретного продавца без соответствующего документа при помощи указанных выше способов затруднительно. Поэтому в любом случае при покупке товара требуйте у продавца платежные документы и сохраняйте их.

В какой срок можно вернуть или обменять товар.

Вернуть или обменять товар можно в течение 14 дней с момента его покупки. Продавец может установить более длительный срок для обмена и возврата товара надлежащего качества. В данном случае следует руководствоваться установленным продавцом сроком (п. 1 ст. 28 Закона от 09.01.2002 N 90-З).

Обратите внимание!

Продавец не вправе уменьшить срок, установив его менее 14 дней.

14 дней исчисляются со дня, следующего за днем покупки (ст. 192 ГК). Если 14-й день придется на день, когда продавец не работает, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Пример

Товар приобретен 23 февраля 2016 г. 14-дневный срок начинает исчисляться с 24 февраля 2016 г. Последний день срока приходится на 8 марта 2016 г. При этом 8 марта 2016 г. магазин, где был приобретен товар, не работает. Соответственно покупатель может вернуть или обменять товар на следующий рабочий день, т.е. 9 марта 2016 г.

Обратите внимание!

Потребитель вправе вернуть товар надлежащего качества непосредственно в день покупки.

Как лучше обратиться к продавцу.

Заявить требование о замене либо возврате товара можно как устно, так и письменно, так как законодательством ни способ, ни форма обращения не установлены. Так, например, если в случае устного заявления требования к продавцу он в день обращения не удовлетворит ваше требование о возврате или замене товара, чтобы подстраховать себя от возможных недобросовестных действий с его стороны, можно направить ему письменное требование. При этом следует выбирать такой способ предъявления требования, который позволит в последующем подтвердить получение требования продавцом, например посредством внесения записи в книгу замечаний и предложений либо отправления заказного письма с уведомлением.

На заметку

В случае возврата товара продавец обязан вернуть именно уплаченную вами за товар денежную сумму, а не сумму, эквивалентную стоимости товара на момент его возврата (п. 4 ст. 28 Закона от 09.01.2002 N 90-З). При обмене товара на другой аналогичный товар в случае разницы в цене производится перерасчет с продавцом (п. 1 ст. 28 Закона от 09.01.2002 N 90-З).