220013, г.Минск, ул. Дорошевича, 8,

приемная администрации: +375 17 378-34-12,

факс: +375 17 353-32-21, +375 17 379-25-75,

sovadm@minsk.gov.by (не используется для направления электронных обращений граждан и юридических лиц.
Реализовать данную возможность можно через сайт обращения.бел (интернет-сайт))

«горячая линия»

Рус Бел

Директор средней школы №  148 Ольга Смирнова:

– Большинство родителей склонны навязывать детям собственные представления о модных или удобных профессиях. Мало кому хочется, чтобы их чадо работало на стройке или заводе – лучше сидеть в офисе. Причем нередко это предубеж­дение руководит выбором выпускников сильнее, чем профорие­нтационная работа в школе.

Ребята из нашей школы, поступив после 9-го класса в колледжи строительного направления и получив рабочие профессии, никогда не жалели о том, что стали краснодеревщиками или укладчиками плитки. Уже на 2-м курсе они получали хорошие деньги: заработок зависел от объема выполненных работ и нередко превышал доход преподавателей. По окончании учебы в колледже их ждало удачное распределение.

В школе действует профориентационный совет, в который входят представители администрации, социально-педагогической службы, классные руководители, а также руководители методических объединений. Совет планирует мероприятия для учеников разных классов.

Школьные психологи проводят с учащимися тесты, позволяющие определить их способности. С результатами знакомят как детей, так и родителей. Посоветовавшись, они вместе могут решить, какие профессии приемлемы для будущих выпускников. Кроме того, организуем для ребят встречи, на которые приглашаем представителей профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, вузов. Младшие школьники бывают с экскурсиями на разных предприятиях города, где знакомятся с условиями труда, общаются с работниками.

Как результат, 40-45 процентов наших учащихся после 9-го класса поступают в колледжи и лицеи. 

Директор средней школы №  53 Наталья Слепян:

– Свое будущее учащиеся, как правило, связывают с интересной, престижной и востребованной профессией, которая поможет им реализоваться, добиться материального благополучия и экономической независимости. Большинство мечтает о получении высшего образования. Но приоритеты рынка труда меняются. Наиболее востребованы сегодня рабочие кадры: строители, водители, продавцы, повара… Понятно, что в школе мало кто мечтает стать каменщиком или маляром. Однако дети не учитывают главного: если профессия востребована, значит, перспективна для профессионального роста. Сегодня рабочая специальность не только старт для успешной карьеры, но и хорошая возможность заработать.

В нашей школе организованы бригады вторичной занятости учащихся. Так, ребята могут с пользой организовать свой досуг, применить на практике трудовые навыки, научиться чему-то полезному, что может пригодиться им в жизни, и, конечно, заработать деньги на карманные расходы. Большую роль в профориентации играет участие детей в объединениях по интересам, клубах, спортивных секциях. Каждый наш ученик посещает несколько факультативных занятий, секций и кружков.

В школе организовано медицинское сопровождение профессионального самоопределения — углубленные медосмотры учащихся 9-11-х классов, консультации врачей-специалистов. Постоянно обновляется информация на школьном сайте, уголка «Мой профессиональный выбор». В библиотеке действует выставка со справочно-информационными материалами о предприятиях, учебных заведениях города, социально-правовой защите выпускников. 

Директор гимназии №  31 Анна Старовойтова:

– На мой взгляд, сегодняшним выпускникам школ не хватает информации о том, как работают специалисты на крупных предприятиях. Поэтому неред­ко ребята даже не представляют, что и на заводе можно получать достойную зарплату и полный соцпакет. Посещение ведущих предприятий, которые имеют четкую линию развития и идут в ногу со временем, видится мне самым эффективным способом привлечения детей в рабочие профессии. Необходимо на реальных примерах показывать, что быть умелым слесарем, столяром или отделочником так же престижно, как быть юристом или экономистом. Хорошо, когда профориентационная работа в школе ведется не через навязывание, а в неформальном общении.

У гимназии своя специфика: здесь учатся мотивированные на поступление в вузы дети. Тем не менее в нынешнем учебном году мы запланировали посещение лицея №  5, колледжей полиграфии и радиоэлектроники. Недавно установили современное оборудование в кабинете для уроков обслуживающего труда для девочек. Думаю, со временем и это даст положительный результат. 

Директор средней школы №  96 Ирина Дрозд:

– Сегодня наши выпускники если и идут в вузы, то, как правило, на инженерные специальности. Например, очень часто выбирают БНТУ. Стараются поступать на бюджетное отделение, потому что не каж­дая семья может позволить себе платное обучение студента.

В 2010 году в школе открыты классы правовой направленности. Нынче их 6. Там учатся 126 мальчиков и девочек. Обуче­ние ведется в тесном сотрудничестве с Академией МВД и органами внутренних дел. Это совсем не означает, что после окончания школы ребята обязательно выбирают юридические специальности или службу в силовых структурах. Однако дополнительные занятия по математике, русскому языку и обществоведению позволяют им на ЦТ чувствовать себя более уверенно.

Учитель русского языка и литературы Наталья Проснева работает над проектом «В мире профессий“. Он рассчитан на три года. В первый год семиклассники знакомятся с такими понятиями, как промышленность, производство, с профессиями, необходимыми нашему городу. На следующий год классные руководители при участии психолога тестируют ребят, по результатам выявляют склонности и особенности характера учащихся. На третий год проводят профессиональные пробы. Если, к примеру, ученик решил стать педагогом, можно поработать в паре со школьным воспитателем группы продленного дня: рассказать детям сказку, собрать их на прогулку. В старших классах ребята посещают предприятия и учебные заведения. 

В 53-й школе успешно используют диагностико-развивающий комплекс. Он включаетв себя различные тесты, анкеты и тренинги и позволяет не только провести анализ интересов, личностных качеств и способностей учащихся, но и активизировать их развитие. В 2008 году комплекс был удостоен премии Мингорисполкома.

Автор: Виктория Держанович

Информация — http://www.vminsk.by