220013, г.Минск, ул. Дорошевича, 8,

приемная администрации: +375 17 378-34-12,

факс: +375 17 353-32-21, +375 17 379-25-75,

sovadm@minsk.gov.by (не используется для направления электронных обращений граждан и юридических лиц.
Реализовать данную возможность можно через сайт обращения.бел (интернет-сайт))

«горячая линия»

Рус Бел

Организация и осуществление функций по опеке
и попечительству органами социальной защиты

Осуществление функций по опеке и попечительству в отношении лиц, признанных недееспособными и ограниченно дееспособными, в Советском районе проводится на основании Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, Гражданского кодекса Республики Беларусь, Жилищного кодекса Республики Беларусь, Положения об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 № 1676 (с изменениями и дополнениями), Положения о порядке управления имуществом подопечных, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 № 1677 и другими нормативно-правовыми актами.

В связи с внесением изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, с 1 июля 2020 года функции по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних лиц, которые признаны недееспособными или ограниченно дееспособными, – на структурные подразделения областных, районных, городских исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сферах труда, занятости и социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, территориальные центры социального обслуживания населения.

Внесены изменения и в Положение об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 № 1676 (с изменениями и дополнениями). Согласно которому:

«10. Структурные подразделения районных, городских исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты, как органы, осуществляющие функции по опеке и попечительству:

10.1. не позднее одного месяца со дня поступления из суда информации о признании лица недееспособным или ограниченно дееспособным представляют в органы опеки и попечительства документы, необходимые для назначения опекуна или попечителя над лицами, признанными судом недееспособными или ограниченно дееспособными, со своим заключением;

10.2. выдают опекуну (попечителю) удостоверение на право представления интересов подопечного по форме согласно приложению 3 и ведут журнал регистрации удостоверений на право представления интересов подопечных по форме согласно приложению 2;

10.3. осуществляют контроль за деятельностью опекунов и попечителей;

10.4. возбуждают в необходимых случаях перед органами опеки и попечительства ходатайства об освобождении или отстранении опекунов или попечителей от выполнения их обязанностей, в том числе при поступлении сообщений организаций здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь населению, учреждений социального обслуживания и других организаций, о выявленных злоупотреблениях опекунов или попечителей в отношении подопечных, об ухудшении условий их проживания и содержания;

10.5. в случаях признания судом недееспособных и ограниченно дееспособных дееспособными возбуждают ходатайства об отмене установленной над этими лицами опеки или попечительства.

10[1]. Территориальные центры социального обслуживания населения как организации, осуществляющие функции по опеке и попечительству:

10[1].1. проводят обследования условий жизни лиц, признанных судом недееспособными, до назначения над ними опекуна с принятием необходимых мер по нормализации их жизнедеятельности (при необходимости);

10[1].2. ведут учет и личные дела лиц, признанных судом недееспособными, а также лиц, признанных судом ограниченно дееспособными;

10[1].3. проверяют выполнение опекунами и попечителями возложенных на них обязанностей путем:

анализа ежегодных письменных отчетов за предыдущий год о хранении имущества подопечного и управлении им;

проведения контрольных обследований условий жизни подопечных не реже двух раз в год, которые оформляются соответствующим актом проверки.»

Управление социальной защиты администрации Советского района г.Минска представляет в администрацию Советского района г. Минска (орган опеки и попечительства) документы, необходимые для установления опеки либо попечительства над лицами, признанными судом недееспособными или ограниченно дееспособными, выносит на рассмотрение вопросы, связанные со сделками в отношении имущества, принадлежащего недееспособным, ходатайствует перед администрацией Советского района г. Минска об освобождении или отстранении опекунов или попечителей от выполнения их обязанностей. Как учреждение, осуществляющее функции по опеке и попечительству, проверяет выполнение опекунами и попечителями возложенных на них обязанностей. В принимаемых администрацией Советского района г. Минска решениях установлено, что совершение сделок с жилым помещением, в котором проживает недееспособный, осуществляется только с согласия органа опеки и попечительства. Также решением прописывается обязанность опекуна предоставлять до 1 февраля ежегодный отчет об исполнении опекунских обязанностей.

Контроль за деятельностью опекунов (попечителей) осуществляется по месту жительства подопечных путем обследования условий их жизни, но не реже двух раз в год с составлением соответствующих актов и описи имущества. В случае необходимости к составлению акта привлекаются специалисты других служб района.

В отношении недееспособных, утративших полную или частичную способность к самообслуживанию, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, не имеющих опекуна, либо кандидата в опекуны, принимаются меры по подготовке пакета документов для выделения путевки в дом-интернат психоневрологического профиля.

Сбор документов для помещения в психоневрологический дом-интернат осуществляется законным представителем недееспособного – опекуном, а в случаях его отсутствия – ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Советского района г.Минска».

Согласно пунктам 5, 6 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 №1677 «Об утверждении Положения о порядке управления имуществом подопечных» при выявлении лица, нуждающегося в опеке (попечительстве), органы опеки и попечительства обязаны выяснить наличие у него имущества и принять меры к охране имущественных прав этого лица и сохранности его имущества. Меры к охране имущества лиц, нуждающихся в опеке (попечительстве), должны быть приняты органами опеки и попечительства немедленно по получении сведений о выявлении этих лиц. Опись имущества, принадлежащего лицу, нуждающемуся в защите имущественных прав, производится по форме в соответствии с приложением к указанному Положению органом опеки и попечительства, в необходимых случаях с участием представителей организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и др. К составлению описи имущества привлекаются также кандидаты в опекуны (попечители) совершеннолетнего, нуждающегося в опеке (попечительстве).

В ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Советского района г.Минска» ведутся личные дела недееспособных и ограниченно дееспособных граждан, создана и ведется электронная база данных, в которую, при необходимости, вносятся изменения и дополнения.