220013, г.Минск, ул. Дорошевича, 8,

приемная администрации: +375 17 378-34-12,

факс: +375 17 353-32-21, +375 17 379-25-75,

sovadm@minsk.gov.by (не используется для направления электронных обращений граждан и юридических лиц.
Реализовать данную возможность можно через рубрику «электронные обращения»)

«горячая линия»

Russian Belarusian

Надзор за соответствием закону судебных постановлений по уголовным делам, а также за соблюдением законодательства при их исполнении - это отрасль прокурорского надзора, в которой осуществляется деятельность прокурора, направленная на обеспечение законности и обоснованности судебных постановлений по уголовным делам во всех судебных инстанциях, а также за соблюдением законодательства при их исполнении.

Прокурор осуществляет надзор за соответствием закону судебных постановлений по уголовным делам судами первой, кассационной и надзорной инстанций. Правовую основу прокурорского надзора за соответствием закону судебных постановлений по уголовным делам и за соблюдением законодательства при их исполнении составляют:

1)Конституция Республики Беларусь;

2)Закон «О прокуратуре Республики Беларусь»;

3)Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь;

4)Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь;

5)приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 28 августа 2012 г, № 28 «Об организации поддержания государственного обвинения и осуществлении надзора за соответствием закону судебных решений по уголовным делам»

6)иные акты законодательства, в том числе международные договоры Республики Беларусь.

Сущность прокурорского надзора в указанной отрасли заключается в принятии мер к своевременной отмене в установленном порядке незаконных и необоснованных приговоров, обеспечении законности при судебном разбирательстве уголовных дел, решений, определений и постановлений судебных органов, устранении нарушений законодательства при исполнении судебных постановлений. Прокурор, участвующий в судебном заседании, установив нарушения закона, обязан принять меры к их устранению путем заявления возражений, подлежащих занесению по его требованию в протокол судебного заседания, либо путем принесения протеста. Прокурор, его заместитель, помощник прокурора, осуществляющие надзор в этой отрасли, руководствуются законом и своим внутренним убеждением, основанным на исследовании всех обстоятельств дела, пользуются процессуальной самостоятельностью и вправе самостоятельно определить свою позицию по любому вопросу, связанному с производством по делу. Никто, в том числе и вышестоящий прокурор, не может навязать прокурору, участвующему в судебном заседании, свою точку зрения, требовать, чтобы он высказал в суде мнение, противоречащее его внутреннему убеждению. Это является одной из важнейших гарантий независимости и объективности прокурора, участвующего в судебном заседании. Вместе с тем протест прокурора на приговор, решение, определение, постановление суда может быть отозван вышестоящим прокурором до начала рассмотрения протеста судом. Право вышестоящего прокурора отменить или изменить решение нижестоящего прокурора в том случае, если оно противоречит закону, обеспечивает единообразное понимание и применение закона.

Необходимо отметить так же то обстоятельство, что при всей своей самостоятельности государственный обвинитель, при недостаточности доказательств для поддержания обвинения и невозможности получения новых доказательств в судебном разбирательстве, вправе заявлять ходатайство о приостановлении производства по делу в соответствии с частью 5 статьи 302 УПК Республики Беларусь, о чём письменно докладывать прокурору, направившему дело в суд. Так же при наличии оснований для отказа от обвинения или заявления ходатайства об объявлении судом перерыва в соответствии с частью 2 статьи 301 УПК Республики Беларусь письменно докладывать об этом прокурору, организовавшему поддержание государственного обвинения. Прокурор же, в свою очередь, в случае несогласия с позицией государственного обвинителя, решает вопрос о его замене. Таким образом, прокурор не самоустраняется от дальнейшей судьбы уголовного дела после направления его в суд, а и в дальнейшем осуществляет надзор за  рассмотрением данного уголовного дела в суде и за исполнением приговора.

Задачами прокурорского надзора в этой отрасли является обеспечение:

1)защиты конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства;

2)законности при осуществлении правосудия по уголовным делам;

3)соблюдения законодательства при исполнении приговоров суда. 

В прокуратуре Советского района города Минска надзор за соответствием закону судебных решений по уголовным делам осуществляют заместитель прокурора Советского района города Минска советник юстиции Минец Р.И., помощники прокурора Литвинюк Л.А., Удовикова Е.Л. – достаточно квалифицированные и опытные работники с большим стажем работы.

Благодаря их усердному и кропотливому труду прокуратура района достигла достаточно высоких показателей при осуществлении данного вида прокурорского надзора. На 01 сентября 2012 года процент кассационного опротестования судебных решений по уголовным делам составил 97,1%, при среднегородском показателе 93% и является самым высоким показателем среди районных прокуратур города Минска.

При этом необходимо отметить, что судом Советского района города Минска за полугодие рассмотрено 285 уголовных дел, из них с участием государственного обвинителя – 240. Все вышеуказанные уголовные дела были проверены в кассационные сроки на предмет законности состоявшихся судебных решений по уголовным делам.

По результатам изучения судебных постановлений по данному количеству уголовных дел сотрудниками прокуратуры за 6 месяцев 2012 года  судебной коллегией по уголовным делам Минского городского суда рассмотрено 72 кассационных и 3 частных протеста, из которых удовлетворено 64 и 2 соответственно. По делам о коррупционных преступлениях принесено 2 кассационных протеста, которые удовлетворены.

Таким образом, организация поддержания государственного обвинения и осуществление надзора за соответствием закону судебных решений по уголовным делам в прокуратуре Советского района города Минска находится на достаточно высоком уровне, что может служить примером для других районных прокуратур города Минска. Сотрудники прокуратуры достаточно внимательно относятся к соблюдению конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства, следят за законностью при осуществлении правосудия по уголовным делам и при исполнении приговора суда.