220013, г.Минск, ул. Дорошевича, 8,

приемная администрации: +375 17 378-34-12,

факс: +375 17 353-32-21, +375 17 379-25-75,

sovadm@minsk.gov.by (не используется для направления электронных обращений граждан и юридических лиц.
Реализовать данную возможность можно через сайт обращения.бел (интернет-сайт))

«горячая линия»

Рус Бел

В Музее современного изобразительного искусства открывается мемориальная выставка скульптора Владимира Жбанова «От меня». 

Мастер, украсивший Минск «Девочкой с зонтиком», «Прикуривающим» и множеством других работ, ушел из жизни два года назад, но оставил родному городу немало незавершенных подарков. Их можно будет увидеть в музее до 29 марта.

– Все ждут его привычных натуралистичных фигур в разных позах, но мы очень хотим показать другого и пока неизвестного Жбанова, – говорит куратор выставки Павел Войницкий. – Участь скульптора-монументалиста такова, что много заказанных работ по разным причинам остаются нереализованными, занимая место не на городской улице, а на пыльной полке в виде идей-эскизов. У Владимира Ивановича в мастерской таких осталось немало – они и составили основу нашей экспозиции. Эдакие гипотетические – не всегда реалистичные, но часто неожиданные и интересные – предложения городу.

– Я не знала, что Жбанов – прекрасный портретист, – подключается к разговору Лариса Михневич, также куратор выставки. – Для меня во время подготовки экспозиции это стало открытием. Думаю, очень многое из того, что мы покажем, удивит посетителей. К тому же они посмотрят и на сам процесс создания скульптуры, от наброска на бумаге до оригинала.

Переходим в зал, где собраны работы, которые еще предстоит расставить. Тех, что известны многим, – меньшинство: бронзовый гусь с Комаровки, точеная фигурка «Незнакомки» из Михайловского сквера, миниатюрный Мюнхгаузен с улицы Революционной.

На монтаж выставки приехала вдова скульптора Жанна Жбанова. Интересуюсь у нее, правда ли, что «Незнакомку» в Михайловском сквере супруг вылепил ей в отместку за своенравное поведение.

– За гордыню! – смеется Жанна. – Собирались мы на дачу. Владимир Иванович попросил меня кое-что купить в магазине. Я не выполнила просьбу, потому что мы очень спешили. Он сказал: «Раз ты не прислушиваешься ко мне, я на дачу не поеду». Ну и пожалуйста! А он хлопнул дверцей машины и ушел в мастерскую. У него, видимо, тогда все бурлило внутри от эмоций. Говорил мне потом о работе: «Специально прутьями проткнул ее, чтобы не встала даже со скамейки». Я не связываю скульптуру со своим образом – это его настроение, которое перенес в работу. Она отлита на радиаторном заводе. Когда мы только познакомились с ним, он сказал, что льет там батареи. Он нарисовал на салфеточке бегемотика, и я спросила: «Интересно, все рабочие так рисуют?». Он удивился: «А вы что-то в этом понимаете?» – на что я с гордостью ответила, что оканчиваю художественное училище.

– Как-то мы шли мимо вокзала и увидели, что «Девочке с зонтиком» кто-то помадой нарисовал губки, – продолжает Жанна Жбанова. – Муж стал вытирать – к нам подскочили две бабушки: «Ты что делаешь с нашей внучкой? Да мы сейчас тебя в милицию!» Или, например, повел он друга из Москвы к экипажу у ратуши, а ему там говорят: «Мужчина, вы шестой в очереди». Он всегда удивлялся тому, как люди воспринимают его скульптуры, какие истории придумывают. Мы часто с ним ездили за покупками на Комаровский рынок. Естественно, он неравнодушно проходил мимо своих творений: проверял, не поцарапано ли что-то, не отлетело ли. Как-то подошел по-хозяйски к лошади, а какая-то женщина его отталкивает: «Отойдите! Дайте сделать фото!»

С этой лошадью сфотографировался и польский кинорежиссер Кшиштоф Занусси, а потом передал снимок Владимиру Ивановичу: «Если в городе есть такие скульптуры – значит, это Европа». Правда, в Минске их могло быть намного больше.

– Это «Швейцар», которого хотели поставить у входа в отель «Минск». Потом оказалось, что на проспекте ставить скульптуры запрещено. Работа «Поединок» предусматривалась для «Чижовка-Арены», но Владимир Иванович не успел ее сделать. Посмотрите, какая пластика, потрясающая динамика! – восторгается собеседница. – Так он знал хоккей. А эта сделана для конкурса парковой скульптуры на тракторном заводе. Туда приносили кто гайку, кто болты, кто абстракцию, Владимир Иванович – «Смеющихся». Все рабочие проголосовали за них: «Нам эти гайки-болты уже снятся». Но скульптуру не поставили. Как и эту «Цыганскую кибитку 1941 года» – остался эскиз.

Владимир Иванович говорил, что сделает на свое 60-летие выставку. Ведь ни одной персональной у него не было до сих пор. Конечно, если бы она состоялась при его жизни, вряд ли бы здесь были представлены эскизы, пластилиновые модели. Но я решила, что нужно выставить все, чтобы знали не только те работы, которые можно увидеть в Минске.

Справочно

Владимир Жбанов ушел из жизни в январе 2012 года в возрасте 57 лет. Первым в Беларуси и одним из первых в Советском Союзе приблизил городскую скульптуру к обычному человеку, снял ее с постамента, лишив идеологизированного содержания. Все началось с «Незнакомки», установленной в 1998 году в Михайловском сквере. Работы Жбанова стоят в Бобруйске, Лиде, Могилеве, Витебске, под Гомелем, в Светлогорске, Глубоком, Молодечно, Подмосковье, Павлограде и Дюссельдорфе.

Фото автора и Тамары Хамицевич

Информация – http://minsknews.by