Russian Belarusian

ПОРЯДОК ВОЗВРАТА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ, ВЗНОСОВ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, ИЗЛИШНЕ ПОСТУПИВШИХ В БЮДЖЕТ ФОНДА

Излишне поступившие суммы обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда подлежат зачету в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при ее отсутствии - в счет предстоящей уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда либо возврату плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления о возврате с приложением документов, подтверждающих отсутствие у него задолженности по указанным платежам.

Суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование, поступившие в бюджет фонда от плательщика, не имеющего обязательства по уплате указанных взносов, подлежат возврату плательщику в течение 10 рабочих дней со дня установления (выявления) органами Фонда фактов, подтверждающих отсутствие такого обязательства.[1]

Возврат излишне поступивших денежных средств производится только на основании представленного заявления плательщика, зарегистрированного в установленном порядке с обязательным указанием причины излишне поступивших денежных средств, на тот же расчетный счет, с которого поступили денежные средства.

Возможные причины излишнего поступления денежных средств в бюджет фонда:

  1. двойное списание сумм задолженности в текущем периоде (при выставлении п/требования при наличии картотеки плательщика либо при выставлении п/требовании одновременно ко всем счетам должника);
  2. счетная ошибка плательщика (описка, опечатка, пропуск или повторный ввод данных, арифметическая ошибка при подведении итогов, неточное округление и подобные оплошности, в результате которых искажается общая начисленная и уплаченная сумма);
  3. техническая банковская ошибка (допущенная банком при осуществлении операции по банковскому переводу посредством технических средств, повлекшая ненадлежащее исполнение платежных инструкций клиента, банка-отправителя).

Предлагаемые рекомендации при обращении плательщика за возвратом излишне поступивших денежных средств:

при двойном списании в текущем периоде, счетной или банковской ошибках  к заявлению плательщик прилагает документы, подтверждающие отсутствие задолженности по платежам в бюджет фонда, а именно

для нанимателей:

  • информационное письмо либо промежуточный отчет с указанием суммы, подлежащей уплате за текущий период с учетом наступивших сроков уплаты;
  • платежные документы, подтверждающие двойное списание платежей;
  • иные расчеты, подтверждающие правильное начисление обязательных страховых взносов и иных платежей (в случае счетной ошибки плательщика);
  • письмо банка (в случае банковской ошибки).

для физических лиц, уплачивающих обязательные страховые взносы самостоятельно:

  • документы, подтверждающие льготу (зарегистрированные в установленном порядке);
  • платежные документы, подтверждающие двойное списание;
  • письмо банка (в случае банковской ошибки).

В каких случаях излишне поступившие суммы обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда не подлежат возврату:

 

  • при наличии задолженности по иным видам платежей (взносы по профессиональному пенсионному страхованию, пеня, доплата за путевки, административные штрафы и другие);
  • при взыскании задолженности со счетов дебиторов плательщика - должника;
  • превышающие размер переплаты;
  • без проведения контрольных мероприятий по изучению первичных бухгалтерских документов по начислению и выплате заработной платы (проверки) при излишне уплаченных денежных средствах в результате:
  • сторнирования сумм (фонда оплаты трда и обязательных страховых взносов);
  • при непредставлении форм ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее – отчет формы 4-фонд);
  • при представлении отчета формы 4-фонд без учета сумм строки 9 пояснительной записки к пачкам формы ПУ-3«Индивидуальные сведения» (далее – форма ПУ-3).

Например, плательщик представил сведения по форме ПУ-3 с данными о сумме начисленных выплат, начисленных и уплаченных обязательных страховых взносов больше, чем в отчете формы 4-фонд. Разница отражена по строке 9 пояснительной записки, как суммы, учтенные при заполнении форм ПУ-3 за отчетный год, подлежащие корректировке в отчете формы 4-фонд в следующем году («+»; «-»). Обязательные страховые взносы перечислены, но отчет формы 4-фонд не представлен или представлен с данными без учета сумм, отраженных по сроке 9 пояснительной записки. 

 

ПОРЯДОК ВОЗВРАТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ, ЛИКВИДАЦИИ (БАНКРОТСТВЕ) ПЛАТЕЛЬЩИКА

Плательщикам, начавшим процедуру реорганизации, ликвидации (прекращения деятельности) или экономической несостоятельности (банкротства), возврат денежных средств, излишне поступивших в бюджет фонда, осуществляется только после проведения проверки.

Проверки при ликвидации (реорганизации) юридического лица проводятся в соответствии с пунктом 23 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510).

В случае представления антикризисным управляющим в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) (далее - антикризисный управляющий) заявления о проведении проверки соблюдения законодательства о государственном социальном страховании и возврата излишне поступивших обязательных страховых взносов и иных платежей в бюджет фонда, проверка проводится в соответствии с пунктом 23 Указа № 510.

Для проведения проверки соблюдения законодательства о государственном социальном страховании к проверке представляются организационно-распорядительные и финансово-бухгалтерские документы по вопросам полноты и своевременности начисления и уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование,  расходовании средств социального страхования, правильности и своевременности представления по застрахованным лицам сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета.

В качестве примера можно привести следующий перечень документов: главная книга, коллективный договор, ведомости по начислению заработной платы, лицевые счета работников, штатное расписание, табеля учета рабочего времени, должностные инструкции, приказы (по основной деятельности и по личному составу), гражданско-правовые договоры и акты выполненных по ним работ, листки нетрудоспособности, документы для назначения пособий семьям, воспитывающим детей, и другие документы.

Если документы для проведения проверки соблюдения законодательства о государственном социальном страховании правопреемником (ликвидатором/антикризисным управляющим) не представлены, то возврат денежных средств не производится.

 


[1] Пункт 24 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование н иных платежей и бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защит ы населения Республики Беларусь, утверждённое Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2006 № 40 (далее - Положение об уплате)