ВОПРОС: Куда, кроме суда, можно обратиться с просьбой о защите прав потребителя?
ОТВЕТ: Приобретая товар, заказывая выполнение каких-либо работ (услуг), мы автоматически становимся потребителями. Но, к сожалению, иногда качество оказанных услуг, выполненных работ или купленных вещей оставляет желать лучшего, и вы обращаетесь с претензией к продавцу... Что же делать, если его ответ вас не удовлетворил? В этом случае у вас нет необходимости сразу же обращаться в суд.
Государственная защита прав потребителя.
Государственную защиту прав потребителя и контроль за соблюдением законодательства о защите таких прав осуществляют уполномоченные государственные органы. Так, в структуре каждого облисполкома, Минского горисполкома, гор(рай)исполкома имеются структурные подразделения по защите прав потребителей, которые обязаны:
- рассматривать заявления, обращения и жалобы потребителей в соответствии с законодательством;
- организовывать разъяснение законодательства и оказывать юридическую помощь населению по вопросам защиты прав потребителя;
- обращаться в суд с иском о защите прав потребителя;
- осуществлять иные функции по защите прав потребителей, предусмотренные законодательством.
Координирующую роль в данной области выполняет Министерство торговли Республики Беларусь (управление защиты прав потребителей и контроля за рекламой) (ст. 42, 43 Закона от 09.01.2002 N 90-З).
Государственную защиту ваших прав потребителя также осуществляют министерства и ведомства (в рамках сферы своей деятельности), их территориальные органы, а также соответствующие структурные подразделения в гор(рай)исполкомах. К примеру, вопросами оказания услуг турагентствами занимается Департамент по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь.
Обратите внимание!
При подаче жалобы следует иметь в виду, что независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию она поступит, первоначально она будет рассматриваться по существу в соответствии с компетенцией:
- в местных исполкомах, подчиненных им организациях, территориальных подразделениях и иных органах, осуществляющих свою деятельность и расположенных в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях;
- в других организациях, если вопросы, изложенные в обращениях, относятся к исключительной компетенции этих организаций (подп. 1.1 п. 1 Указа от 15.10.2007 N 498).
Справочная информация
Существует утвержденный перечень государственных органов и иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в отдельных сферах жизнедеятельности населения.
Общественная защита прав потребителей.
Помимо государственных органов вы также можете обратиться за помощью в общественное объединение потребителей. Подобные организации имеют право, в частности:
- проводить экспертизу товаров (работ, услуг) по факту нарушения прав потребителя;
- давать на безвозмездной основе консультации по вопросам защиты прав;
- обращаться по вашему поручению с претензией к изготовителю (продавцу, поставщику, представителю, исполнителю, ремонтной организации) об устранении нарушений и о возмещении вам причиненных этими нарушениями убытков;
- обращаться в суд с иском о защите ваших прав, представлять и защищать в суде ваши права и законные интересы и т.д. (п. 1 ст. 47 Закона от 09.01.2002 N 90-З).
Справочная информация
С перечнем общественных организаций можно ознакомится на официальном сайте МАРТа (http://www.mintorg.gov.by/index.php?option=com_content&task=view&id=509).